Рабочая программа по разделу «Технологии ведения дома»

2014-02-02

Программа по разделу «Технологии ведения дома. Введение в предпринимательскую деятельность», составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд». В основу программы положено обучение, основанное на развитие интереса и творческих возможностей школьников.

Рабочая программа по разделу «Технологии ведения дома»
«Введения в предпринимательскую деятельность»
9 класс

Скачать программу, *.docx (54 KB)

Содержание

Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Технологии ведения дома»
Организационно-методические данные раздела «Технологии ведения дома»
Содержание раздела «Технологии ведения дома» темы «Введение в предпринимательскую деятельность»
Темы раздела «Технологии ведения дома»
Тематический план изучения раздела «Технологии ведения дома»
Темы для самостоятельного изучения раздела «Технологии ведения дома»
Средства контроля
Контрольные вопросы
Тестовые задания для контроля качества усвоения раздела «Технологии ведения дома»
Критерии оценки знаний, умений учащихся
Учебно-методическая литература

Пояснительная записка

Программа по разделу «Технологии ведения дома. Введение в предпринимательскую деятельность», составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд». В основу программы положено обучение, основанное на развитие интереса и творческих возможностей школьников.

Программа позволяет получить знания и умения по предмету технология, представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение часов по разделам курса.

Изучаемые темы построены в логической последовательности учебного процесса с учетом межпредметных связей и возрастных особенностей учащихся. Содержание темы раздела «Введение в предпринимательскую деятельность» соответствует базовому содержанию программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» и расширяет знания и умения по изучаемым темам.

Место раздела в учебном процессе

Изучение темы раздела рассчитано на шестнадцать часов, изучается в течение первой четверти в 9 классе.

Особенности курса

Программа составлена с учетом знаний школьников по предметам: экономика, математика, обществознание, информатика в пятом, шестом, седьмом, восьмом классах.

Программа знакомит учащихся с базовыми понятиями и основными закономерностями рыночной экономики и предпринимательства, позволяет обеспечить учащимся целостное видение социально-экономических ситуаций. Изучение основ предпринимательства в школе позволяет дать старшим школьникам такие знания и умения, которые способны максимально облегчить им процесс социальной и трудовой адаптации после школы, самоопределения на рынке труда.

Целью обучения в данной программе является формирование у учащихся знаний о предпринимательстве и первоначальных умений для применения этих знаний в повседневной действительности.

Основные задачи:

  • изучение целей, задач, функций, сущности предпринимательства и его роли в экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве;
  • формировать первоначальные умения участия в предпринимательской деятельности, умение и навыки при разработке бизнес-плана;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда, экономической культуры, экономического мышления, бережное отношение к ресурсам, порядочность.

В процессе обучения все теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся в конкретных жизненных ситуациях могли использовать знания основ предпринимательства.

Требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Технологии ведения дома»

В таблице 1 представлены требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

Таблица 1 – Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
  • определения понятий: предприниматель, предпринимательство, бизнес, бизнес и общество, бизнес-план;
  • цели и задачи экономики;
  • место предпринимательства в экономической структуре общества;
  • принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
  • этапы разработки бизнес-плана;
  • технологию создания предприятия;
  • виды собственности;
  • особенности деловой этики;
  • затраты и издержки;
  • кругооборот денег, товаров и услуг;
  • основы организации предприятия;
  • организационно-правовые формы;
  • роль предпринимательства в экономике;
  • производство, производственные ресурсы (факторы производства);
  • сбыт, собственность, спрос
  • стимулирование, управление, финансирование предприятия;
  • формы ответственности и систему распределения прибыли;
  • ценообразование;
  • экономические системы
  • рождать деловые идеи;
  • изучать конъюнктуру рынка;
  • определять себестоимость произведённой продукции;
  • составлять бизнес-план
  • вести переговоры;
  • вычислять производительность различных факторов;
  • составлять доклады и отчеты;
  • моделировать и анализировать ситуации;
  • развивать критическое мышление;
  • составлять презентации;
  • принимать решения
  • решать проблемы;
  • работать в команде

В таблице 2 представлен учебно-тематический план.

Таблица 2 – Учебно-тематический план

№ п/п Тема Количество часов
1 Предпринимательство: сущность, цели, задачи 2
2 Организационно-правовые формы предпринимательства 2
3 Технология создания предприятия. 2
4 Менеджмент в деятельности предпринимателя 2
5 Маркетинг в деятельности предпринимателя. 2
6 Себестоимость и цена товаров и услуг. 2
7 Бизнес-планирование. 2
8 Защита бизнес-плана 2
Итого: 16

Организационно-методические данные раздела «Технологии ведения дома»

Виды работ с разбивкой трудоемкости в первой четверти раздела «Введение в предпринимательскую деятельность» представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Трудоемкость в первой четверти

Вид работы Трудоемкость, ч
1 четверть Всего
Общая трудоемкость 16 16
Аудиторная работа 8 8
Лекции (Л) 9 9
Практические работы (ЛР) 6 6
Самостоятельная работа 1 1
Вид итогового контроля тестирование  

Содержание раздела «Технологии ведения дома» «Введение в предпринимательскую деятельность»

Разделы курса и виды занятий представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Распределение по видам занятий в первой четверти

№ раздела Наименование разделов Количество часов Внеауд. работа, СР Итоговая форма контроля
Всего Л ПР
1 Предпринимательство: сущность, цели, задачи 2 1 1    
2 Организационно-правовые формы предпринимательства 2 1 1 1  
3 Технология создания предприятия. 2 1 1 1  
4 Менеджмент в деятельности предпринимателя 2 1 1 1  
5 Маркетинг в деятельности предпринимателя. 2 1 1 1  
6 Себестоимость и цена товаров и услуг. 2 1 1 1  
7 Бизнес-планирование. 2 1 1 1  
8 Защита бизнес-плана 2   2    
Итого 16 8 8 6 Тестирование

Темы раздела «Введение в предпринимательскую деятельность»

Предпринимательство: сущность, цели, задачи.

Понятие и задачи предпринимательской деятельности.
История становления предпринимательства в России.
Место и роль предпринимательской деятельности в экономической структуре общества.
Тесты на выявление предрасположенности к предпринимательской деятельности.

Организационно-правовые формы предпринимательства.

Ресурсы и факторы производства.
Виды предпринимательской деятельности.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Дидактическая игра «Прибыльная идея».

Технология создания предприятия.

Этапы создания предприятия.
Порядок государственной регистрации.
Постановка на учёт УФНС и во внебюджетных фондах.
Устав и учредительный договор.
Дидактическая игра «Предпринимательская идея».

Менеджмент в деятельности предпринимателя.

Понятие менеджмента, его функции в предпринимательстве.
Организационная структура управления.
Внутренняя и внешняя среда фирмы.
Дидактическая игра «Предприниматель руководитель фирмы»

Маркетинг в деятельности предпринимателя.

Роль и задачи маркетинга в современном бизнесе.
Поиск рынка сбыта и услуг.
Виды маркетинговой деятельности.
Дидактическая игра «Реклама».

Себестоимость и цена товаров и услуг.

Понятие о себестоимости товаров и услуг.
Прямые и косвенные затраты на производство товаров и услуг.
Ценообразование в бизнесе.
Деловая игра «Аукцион с последующей распродажей».

Бизнес-планирование.

Основные правила составления бизнес-плана.
Структура бизнес плана
Порядок составления бизнес-плана
Бизнес-практикум «Создай своё дело»

Защита бизнес-плана.

Тематический план изучения раздела «Введение в предпринимательскую деятельность»

Содержание лекционного материала представлено в таблице 5

Таблица 5 – Содержание лекционного материала

№ раздела Наименование тем Количество часов
1 Предпринимательство: сущность, цели, задачи. Понятие и задачи предпринимательской деятельности. История становления предпринимательства в России. Место и роль предпринимательской деятельности в экономической структуре общества. 2
2 Организационно-правовые формы предпринимательства. Ресурсы и факторы производства. Виды предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. 2
3 Технология создания предприятия. Этапы создания предприятия. Порядок государственной регистрации. Постановка на учёт УФНС и во внебюджетных фондах. Устав и учредительный договор. 2
4 Менеджмент в деятельности предпринимателя. Понятие менеджмента, его функции в предпринимательстве. Организационная структура управления. Внутренняя и внешняя среда фирмы. 2
5 Маркетинг в деятельности предпринимателя. Роль и задачи маркетинга в современном бизнесе. Поиск рынка сбыта и услуг. Виды маркетинговой деятельности. 2
6 Себестоимость и цена товаров и услуг. Понятие о себестоимости товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты на производство товаров и услуг. Ценообразование в бизнесе. 2
7 Бизнес-планирование. Основные правила составления бизнес-плана. Структура бизнес плана. Порядок составления бизнес-плана 2

Наименование практических работ представлено в таблице 6.

Таблица 6 – Практические работы в разделе «Введение в предпринимательскую деятельность»

№ ПР Наименование практических работ Количество часов
1 Оценка предпринимательских способностей 1
2 Определение необходимых ресурсов для организации фирмы по выпечке хлеба 1
3 Виды предпринимательской деятельности 1
4 Формы предпринимательской деятельности 1
5 Дидактическая игра «Предприниматель руководитель фирмы» 1
6 Дидактическая игра «Реклама». 1
7 Деловая игра «Аукцион с последующей распродажей». 1
8 Бизнес-практикум «Создай своё дело» 2

Темы для самостоятельного изучения раздела «Введение в предпринимательскую деятельность»

Перечень вопросов, выносимых на самостоятельное изучение, приведен в таблице 7.

Таблица 7 – Перечень вопросов, выносимых на самостоятельное изучение


раздела
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Форма отчетности
1 Исторические становления предпринимательства в России Реферат
2 Предпринимательство как общественное явление. Реферат
3 Черты российского предпринимательства Реферат, практич. работа
4 Вклад российских предпринимателей в развитие губернского и городского хозяйства Реферат
5 Дело семейное – служба государева. Задачи предпринимателей как сынов Отечества. Община и слобода – административные единицы во времена до правления Петра I, их хозяйственная деятельность Сообщение
6 Кризисные явления в экономике Российской Федерации в 1991,1993 и 1999 гг. Реферат
7 Производственное предпринимательство. Коммерческое предпринимательство. Финансовое предпринимательство Доклад

Средства контроля

Способы оценивания результативности деятельности учащихся:

  • фронтальный опрос учащихся;
  • выполнение самостоятельных заданий;
  • защита рефератов;
  • проверка и оценка уровня усвоения материала с помощью тестовых заданий, разработанных в программе «ADSOFT TESTER».

Контрольные вопросы

Предпринимательство: сущность, цели, задачи.

Какой смысл вы вкладываете в понятие «предпринимательство»?
Каковы задачи предпринимательской деятельности?
В чем сущность предпринимательской идеи?
Какие условия необходимы для развития предпринимательства в России?
Каково место и роль предпринимательской деятельности в экономической структуре общества?

Организационно-правовые формы предпринимательства.

Какими ресурсами обладает местность, в которой вы живете?
В чем заключается роль предпринимательства в рациональном использовании ресурсов производства?
Какие виды предпринимательской деятельности вы знаете, приведите пример?
Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности вы знаете?
Какую форму предпринимательской деятельности лучше выбрать для мастерской по ремонту обуви, молочного магазина, швейного ателье, машиностроительного завода?
Какой вид предприятия вы бы выбрали для своей деятельности и почему?

Технология создания предприятия.

Рассказать о последовательности создания предприятия?
Каков порядок государственной регистрации?
Для чего предприятие разрабатывает устав и учредительный договор?
Из каких основных разделов они состоят?
Какие основные требования предъявляются к уставу?

Менеджмент в деятельности предпринимателя.

Рассказать о понятии менеджмента, его функции в предпринимательстве?
Какие факторы могут повлиять на эффективность управления предприятием?
Какие цели может ставить менеджер перед собой и предприятием?
Опишите структуру управления своего будущего предприятия?

Маркетинг в деятельности предпринимателя.

Рассказать о роли и задачи маркетинга в современном бизнесе?
Какие виды маркетинговой деятельности вы знаете?

Себестоимость и цена товаров и услуг.

Что такое себестоимость?
Что такое ценообразование
Из чего складывается цена товара?

Бизнес-планирование.

Назовите основные разделы бизнес-плана?
Для чего используется описание плана маркетинга в бизнес-плане?

Тестовые задания для контроля качества усвоения раздела «Технологии ведения дома»

Проверка и оценка уровня усвоения материала по темам:

  1. Предпринимательство: сущность, цели, задачи
  2. Организационно-правовые формы предпринимательства
  3. Технология создания предприятия.
  4. Менеджмент в деятельности предпринимателя
  5. Маркетинг в деятельности предпринимателя.
  6. Себестоимость и цена товаров и услуг.
  7. Бизнес-планирование.

Тестовое задание 1. Продолжите определение

Самостоятельная инициативная деятельность граждан и/или их объединений, осуществляемая на свой страх и риск, под собственную имущественную ответственность с целью получения прибыли, называется:

а) менеджмент;
б) производство;
в) маркетинг;
г) коммерция;
д) предпринимательство.

Ответ: д).

Тестовое задание 2. Продолжите определение

Четвертый фактор производства, наряду с трудом, землей и капиталом, – это:

а) деньги;
б) торговля;
в) предпринимательская активность;
г) бизнес;
д) коммерция.

Ответ: в).

Тестовое задание 3. Продолжите определение

Финансовая несостоятельность, сопровождающаяся прекращением хозяйственной деятельности и выплат по долговым обязательствам, а также последующее объявление судом несостоятельности называется...

Ответ: банкротство.

Тестовое задание 4. Дополните определение

Смысл предпринимательской деятельности – это...

Ответ: получение прибыли.

Тестовое задание 5. Подберите определения для следующих понятий

1) Налог , 2) Товар, 3) Услуга, 4) Предприниматель

а) продукт труда, произведенный для продажи и удовлетворения спроса на рынке;
б) самостоятельный субъект рыночных отношений, действующий на свой страх и риск в целях получения прибыли;
в) установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый учреждениями и населением;
г) результат непроизводственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

Ответ: 1-в; 2-а; З-г; 4-б.

Тестовое задание 6. Проранжируйте ваши шаги при организации собственного дела:

а) открыть счет в банке, изготовить печать и фирменные бланки;
б) разработать учредительные документы, консультируясь у высококвалифицированного юриста;
в) приобрести имущество, без которого нельзя начать дело;
г) провести маркетинговые исследования вашего проекта;
д) решить с единомышленниками вопрос об организационной форме дела на основе законов о предпринимательстве;
е) вести компетентное бухгалтерское дело;
ж) определить вклад каждого из единомышленников в дело (наличные деньги, интеллектуальный вклад, организаторские усилия и др.);
з) найти помещение для юридического адреса фирмы;
и) зарегистрировать дело.

Ответ: г, д, ж, з, б, в, и, а, е

Тестовое задание 7. Выберите правильный ответ

Совокупность принципов, методов, средств и форм управления ресурсами предприятия с целью повышения эффективности производства и получения прибыли называется:

а) организация производства;
б) технология;
в) маркетинг;
г) менеджмент;
д) ноу-хау.

Ответ: г

Тестовое задание 8. Выберите правильный ответ

Определяет цели, намечает планы, контролирует их выполнение, руководит работниками:

а) менеджер
б) бухгалтер
в) коммерсант;
г) маркетолог;
д) финансист.

Ответ: а).

Тестовое задание 9. Дополните выражение

Первой по времени в цепочке задач, которую должен решать менеджер, является...

Ответ: постановка проблемы.

Тестовое задание 10. Дополните выражение

Последним по времени в цепочке задач, которую должен решать менеджер, является ...

Ответ: контроль.

Тестовое задание 11. К каждой дефиниции подберите определение:

1) Планирование
2) Учет
3) Контроль
4) Расчет
5) Экономический анализ

а) всестороннее рассмотрение результатов экономической деятельности;
б) проверка и постоянное наблюдение в целях надзора;
в) определение необходимого количества ресурсов
для ведения хозяйства;
г) установление наличия количества ресурсов для ведения хозяйства.
д) определение порядка, последовательности и сроков выполнения.

Ответ: 1-д; 2-г; 3-6; 4-в; 5-а.

Тестовое задание 12. Дополните выражение

Учитывая, что менеджеры занимаются вопросами поведения людей, перечислите, какие аспекты индивидуального поведения работников имеют наибольшее значение для менеджера...

Ответ: исполнительность, дисциплинированность, коммуникативность, новаторство, желание учиться, перенимать опыт.

Тестовое задание 13. Проранжируйте последовательность деятельности менеджера при создании организации:

а) разработать основной план действий.
б) рассмотреть возможные варианты и сделать выбор из альтернатив;
в) сопоставить качество работы каждого участника с должным уровнем;
г) определить стратегии и методы достижения результатов;
д) скорректировать деятельность отдельных сотрудников;
е) распределить ответственность, подотчетность, полномочия между сотрудниками;
ж) определить цели проекта;
з) подготовить кадры в соответствии с необходимой квалификацией;
и) собрать и проанализировать факты, характеризующие состояние проекта в настоящее время;
к) определить необходимые квалификации для каждой должности;
л) скорректировать планы достижения целей проекта;
м) определить размер и перечень необходимых материально технических средств.

Ответ: ж, и, б, м, г, а, к, з, е, л, в, д.

Тестовое задание 14. Выберите правильный ответ

К составляющим деятельности маркетолога относится все ниже перечисленное, кроме:

а) исследование рынка;
б) снабжение;
в) сбыт;
г) реклама;
д) ценообразование.

Ответ: б).

Тестовое задание 15. Дополните определение

Разделение рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или услуги, называется ...

Ответ: сегментирование рынка.

Тестовое задание 16. Дополните определение

Соперничество между производителями товаров и услуг за возможность получения максимальной прибыли называется ...

Ответ: конкуренция.

Тестовое задание 17. Подберите определения основным понятиям маркетинга:

1) Нужда
2) Обмен
3) Сделка
4) Цена
5) Потребность

а) денежная сумма, уплачиваемая за единицу товара или услуги;
б) ощущение человеком нехватки чего-либо;
в) акт получения от кого-либо желаемого объекта
с предложением чего-либо взамен;
г) коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами;
д) необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Ответ: 1-6; 2-в; З-г; 4-а; 5-д.

Тестовое задание 18. Перечислите основные виды деятельности маркетолога.

Ответ: исследование рынка, ценообразование, реклама и продвижение товара на рынке.

Тестовое задание 19. К каждому понятию подберите определение:

1) аренда
2) договор
3) устав
4) капитал

а) собственность предприятия, представляющая стоимость выпущенных им акций или стоимость основных и оборотных средств;
б) имущественный наем, договор, по которому одна из сторон предоставляет другой стороне имущество во временное пользование за определенную плату;
в) свод правил, прав и обязанностей, регулирующих деятельность организации, взаимоотношения с другими организациями и частными лицами;
г) соглашение между двумя или большим количеством лиц или организаций, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Ответ: 1-б, 2-г, 3-в, 4-а.

Тестовое задание 20. Дополните выражение.

Предприятие, созданное путем объединения собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дела, называется:

Ответ: Товарищество

Тестовое задание 21. Установите соответствие:

Виды предпринимательства

1) Производственное.
2) Коммерческое.
3) Финансовое.

Характер деятельности предпринимателя

а) С ценными бумагами.
б) Производство мебели.
в) Приобретение товаров на оптовом рынке и продажа их в розничной торговле
г) Оказание услуг по ремонту теле- и радиоаппаратуры

Ответ: 1-бг, 2-в, 3-а.

Критерии оценки знаний, умений учащихся

Итоговой формой контроля знаний является тестовый контроль. Тестирование проводится на компьютере в тестовой программе «ADSOFT TESTER», которые включает пятнадцать тестовых заданий.

Обработка ответов и статистический анализ результатов исследования

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

  • оценка «отлично» выставляется учащемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно связывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения;
  • оценка «хорошо» выставляется учащемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач;
  • оценка «удовлетворительно» выставляется учащемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется учащемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.

Учебно-методическая литература
Рекомендуемая литература

  1. Симоненко, В.Д. Методика обучения технологии [Текст] : книга для учителя / В.Д. Симоненко. – Изд-во Ишимского государственного педагогического института. НМЦ «Технология». – Брянск–Ишим, 1998. – 296 с.
  2. Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Симоненко, Н. В. Фомин. – Брянск : Изд-во Брянского пед. ун-та, 1998. – 226 с. – ISBN 5-88543-101-9.;
  3. Райзберг, Б.А Основы экономики и предпринимательства [Текст] : учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б.А. Райзберг. – М., 1992.
  4. Леонтьев, А.В. Технология предпринимательства учебник для 9 класса общеобразовательной программы / А.В. Леонтьев. – М. : Дрофа, 2000.
  5. Симоненко, В.Д. Технология : учебник для 10 класса общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Графф, 2001.
  6. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый ; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М. : Просвещение, 1996. – 432 с. – ISBN 5-09-007344-9.

Скачать программу, *.docx (54 KB)